Обзор текущих инициатив в области регулирования обратного выкупа активов в РФ

6 июня 2025

В настоящее время вопрос регулирования возврата иностранных инвесторов в РФ остается актуальной и вызывающей активные дискуссии темой. Ниже представлен обзор ключевых предложений, исходящих от Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, а также предлагаемых изменений в законодательство, ограничивающих возможность прежних иностранных владельцев бизнеса возвращать свои активы на территории России.

Рассматриваемый Законопроект № 1059849-7Законопроект») был внесен в парламент еще в 2022 году и прошел первую редакцию обсуждения, однако его дальнейшее рассмотрение по существу продолжается до сих пор. На сегодняшний день доступен текст подготовленного для третьего чтения варианта Законопроекта, при этом, согласно открытым источникам, точная дата его слушания пока не определена.

Обзор последней доступной редакции данного Законопроекта с фокусом на возврат иностранных инвесторов в РФ представлен ниже:

Отказ приобретателя от исполнения обязательства по отчуждению активов в пользу иностранного инвестора

Законопроект предоставляет приобретателю1РФ, российские юридические лица и граждане РФ, в пользу которого иностранный инвестор совершил отчуждение ранее принадлежавших ему активов, право отказаться в одностороннем порядке от исполнения обязательства по отчуждению активов в пользу иностранного инвестора при наличии следующих условий:

  • Иностранный инвестор является лицом иностранного государства, осуществляющего недружественные действия в отношении РФ;

  • Иностранный инвестор совершил отчуждение активов в пользу приобретателя в период с 24 февраля 2022 года по 01 марта 2025 года;

  • Договор об отчуждении акций/долей предусматривал отчуждение актива по цене ниже рыночной стоимости и предоставление продавцу права на их приобретение на заранее определенных условиях в течение 3 и более лет;

  • Со дня заключения договора об отчуждении акций/долей и иного взаимосвязанного соглашения (опциона и т.д.) прошло 2 и более года;

  • Российское юридическое лицо надлежащим образом исполняет свои обязательства перед работниками (в том числе бывшими) и кредиторами.

При этом предусматривается, что приобретатель актива вправе заявить подобный отказ вне зависимости от того, обращался ли иностранный инвестор с заявлением об осуществлении права на обратный выкуп акций.

Последствием отказа будет являться прекращение права иностранного инвестора на такой обратный выкуп.

Компенсация при отказе на реализацию права на обратный выкуп

Законопроект предусматривает возможность для иностранного инвестора не позднее года со дня выражения отказа приобретателя обратиться к нему с требованием о выплате компенсации в связи с прекращением права на обратный выкуп, то есть, как мы видим, предусмотрен некий заявительный порядок. Между тем, механизм обращения за компенсацией (судебный порядок/ведение переговоров напрямую между сторонами и т.д.) и порядок определения ее размера детально не проработан.

Согласно Законопроекту, приобретатель вправе потребовать соразмерного уменьшения размера компенсации или отказа в ее выплате, если отчуждение иностранным инвестором актива было сопряжено с рядом неблагоприятных условий, а именно с:

  • Отказом от осуществления прав и (или) добросовестного исполнения обязанностей акционера в российском юридическом лице;

  • Возникновением угрозы такого отказа;

  • Созданием препятствия для управления российским юридическим лицом или осуществления им обычной хозяйственной деятельности и иных действий, которые могли бы привести к прекращению/приостановке деятельности/ликвидации/банкротству юридического лица.

Запрет на осуществление обратного выкупа иностранным инвестором

При этом, профильный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере, в которой российское юридическое лицо осуществляет свою деятельность, вправе установить запрет на осуществление иностранным инвестором права на обратный выкуп ранее принадлежащих ему акций/долей в случае, если российское юридическое лицо оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие РФ или при определенных обстоятельствах, которые определяет такой орган при одновременном соблюдении условий, достаточных для отказа в отчуждении актива в пользу иностранного инвестора в одностороннем порядке.

Практическим последствием установления данного запрета является выплата компенсации иностранному инвестору (т.е. последствия отказа приобретателя в отчуждении актива в пользу иностранного инвестора и последствия установления такого запрета одинаковы).

Помимо инициатив, регулирующих возврат иностранных инвесторов в российскую экономику, были предложены изменения в других отраслях законодательства. В частности, основные положения касаются регулирования сферы государственно-частного партнерства (ГЧП) и деятельности экономически значимых организаций (ЭЗО) на территории России.

Предполагается, что механизмы и процедуры определения размера компенсации в случаях невозможности реализации обратного выкупа будут доработаны и закреплены на законодательном уровне в будущем. Важным аспектом для инвесторов является проведение ретроспективного анализа собственной деятельности, а также оценки текущих рыночных условий и порядка возврата активов, что поможет определить перспективы и сформировать стратегические решения, связанные с возможным возвращением на российский рынок.

Мы будем продолжать отслеживать статус рассмотрения данных инициатив и своевременно информировать вас о любых новостях и изменениях в данной сфере.

РФ, российские юридические лица и граждане РФ

Скачать текст в виде PDF документа

Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной.

Если кто-то из Ваших коллег также хотел бы получать наши информационные письма, пожалуйста, направьте ему ссылку на электронную форму подписки.

С уважением,
Юридическая фирма АЛРУД

ул. Лесная, д. 7, этаж 12, Москва, Россия, 125196T: +7 495 234 96 92, T: +7 495 926 16 48, info@alrud.comwww.alrud.ru